История Коктебеля

Одним из древнейших наро­дов, населявших окрестности Коктебеля в конце II тысячелетия до н.э., были киммерийцы. Несколько столетий спустя в эти земли вторглись кочевые ски­фы. Чуть позже, во времена ан­тичности, на окрестных холмах были основаны два поселения. Жителями их были смешанные в этническом отношении «варвары», в культуре которых за­метны и скифские, и таврские черты.

В VIII веке в Коктебельской долине находилось несколько византийских поселений, однако просуществовали они не более 100 лет, после чего были разгромлены хазарами. В эпоху Средневековья на территории между Белогорском, Феодосией и Судаком в большом количес­тве проживали армяне. Остат­ки одного из армянских храмов можно увидеть у подножия горы Сююрю-Кая.

В XIII-XV веках в окрестнос­тях Коктебеля находились мел­кие венецианские и генуэзские поселения. После захвата Кры­ма турками во второй половине XV века началась ассимиляция местного населения, большинс­тво топонимов стало звучать по-новому. Незначительные и ничем не примечательные на­селенные пункты существовали на месте современного Коктебе­ля вплоть до середины XIX ве­ка. В 70-е годы XIX века в этих местах появилась болгарская колония Коктебель, которую основали выходцы с Балканского полуоcтрова, спасавшиеся от турецкого геноцида. Они скупа­ли земли у соседей-собственни­ков и занимались земледелием и виноградарством. В 1944 году колония прекратила свое су­ществование, так как ее жители были депортированы из Крыма по обвинению в сотрудничестве с немецким оккупационным ре­жимом.

Значительный вклад в разви­тие Коктебеля конца XIX века внес врач-офтальмолог Э. Юнге.

Он стал владельцем большого участка земли, который после его смерти его наследники рас­продали по частям. Постепенно Коктебель превратился в дач­ный поселок. Многими участка­ми здесь владели представители русской творческой интеллиген­ции. Относительная дешевиз­на жизни привлекала сюда тех, кому не хватало средств к существованию в столичных городах — Москве и Петербурге. Красота природы и благоприятный кли­мат способствовали тому, что постепенно поселок превратил­ся в одно из самых популярных в Крыму курортных местечек.

В 20-30-е годы прошлого века Коктебель благодаря удобным для занятий планерным спортом ветрам на плато Узун-Сырт стал центром планеризма, вследс­твие чего поселок в 1945 году получил название Планерское. В 1973 году в честь 50-летия отечественного планеризма на горе Клементьева был установ­лен обелиск с планером. Через десять лет в поселке открылся центр планерного спорта, при котором работает музей.

В 1991 году поселку было воз­вращено историческое название.

С поселком Коктебель связа­ны многие годы жизни М. А. Во­лошина (1877-1932). Главной до­стопримечательностью поселка является Дом-музей известного поэта и живописца. Семейство Кириенко-Волошиных перееха­ло в Коктебель в конце XIX века, после того как участок в поселке приобрела Е. О. Кириенко-Во­лошина — мать Максимилиана Александровича.

Волошин прожил в Коктебеле большую часть жизни. Он очень любил Крым, изучал его исто­рию, много писал о нем. В своих акварелях он запечатлел огром­ное количество крымских пейза­жей. В гости к поэту приезжали различные представители твор­ческой интеллигенции начала XX века. Они собирались в кок­тебельское братство, которое в шутку называли «Орденом обор­мотов». Здесь разыгрывались спектакли, читались стихи, уст­раивались творческие конкурсы и карнавалы. Во всем царила ат­мосфера дружеского веселья.

С наступлением Первой миро­вой войны шумная жизнь в доме Волошиных прекратилась. Из­бежав призыва на службу и от­казавшись уезжать в эмиграцию после Октябрьской революции, Волошин до конца жизни оста­вался в Коктебеле, продолжая творить. Умер поэт в 1932 году. Его похоронили в окрестностях Коктебеля, на вершине горы Кучук-Енишар. Такова была пос­ледняя воля поэта. С вершины этой горы открывается чудес­ный вид на всю Коктебельскую долину.

Дом Волошиных, построен­ный в 1913 году, сейчас стал му­зеем поэта. При жизни хозяина здание постоянно достраива­лось и перестраивалось. Однако комната на самом верху всегда оставалась неизменной — это мастерская Волошина. Каждый день он подолгу работал в ней — писал картины, стихи, статьи. Музейная экспозиция содержит наиболее полное собрание волошинских акварелей. Здесь же хранится уникальная библиоте­ка, которую собирал сам хозяин дома. Она насчитывает более де­вяти тысяч томов.

На первом этаже музея разме­щена литературная экспозиция, рассказывающая о творчестве поэта. Второй этаж представля­ет собой мемориальную часть.

Здесь все сохранено в точности так, как было при жизни Воло­шина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обсуждение закрыто.