Достопримечательности Бахчисарая (продолжение)

Начало смотрите здесь>>>

Между Главной и Внутрен­ней грядой Крымских гор, на высоких плато образных ска­лах, расположено несколько древних городищ. Их отлича­ют природная неприступность и множество искусственных пе­щер, вырубленных в толще скал. Эти пещеры жители городов ис­пользовали для жилья, укрытия и хозяйственных нужд.

Назем­ные постройки древних поселе­ний практически не сохрани­лись, поэтому городища условно окрестили «пещерными города­ми». Помимо пещерных городов и крепостей, о которых речь пой­дет ниже, в Крыму существуют такие средневековые поселения, как Сюйреньская крепость, Чилтер, Шулдан, Бакла, Кыз-Кермен и другие.

Свято-Успенский мужской монастырь, тел. +7 (978) 113-09-77

Считается, что монастырь, расположенный на окраине Бах­чисарая, был основан в IX веке, в эпоху иконоборчества в Визан­тии, выходцами из этой страны. Однако на основании археологи­ческих находок некоторые уче­ные делают вывод, что Успенский и многие другие православные монастыри Крыма были основа­ны позже — в ХII-ХIII веках.

Возникновение монастыря связывают с распространенным церковным преданием. Соглас­но ему, в нише на одной из скал этой местности люди обрели чудотворную икону. Ее несколь­ко раз пытались перенести на другое место, но всякий раз она неизменно оказывалась в нише на скале. Тогда было решено построить здесь храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь. Так как первый раз явление иконы произошло в праздник Успения Божьей Ма­тери (28 августа), то монастырь назвали Успенским.

В XV—XVII веках Успенский монастырь стал главным центром христианства в Крыму. Здесь была устроена резиденция митрополита, были налаже­ны связи с Москвой, к которой монастырь неоднократно обра­щался за помощью. С уважением к обители относилось и местное мусульманское население. В это время в монастыре действовал один пещерный храм Успения Богородицы. Имелся ряд назем­ных построек.

После переселения жителей окрестных сел в российское При­азовье в 1778 году и возведения в 1789 году в Бахчисарае Николь­ского собора обитель опустела, а пещерный храм был превра­щен в кладбищенскую часовню. Только в 1850-х годах в обители вновь появились монахи. Во вре­мена Крымской войны в монас­тыре располагался госпиталь, а в конце века на территории мо­настыря построили четыре но­вых храма. Для приема посетите­лей выстроили два двухэтажных дома. На территории монастыря были сооружены фонтан и бас­сейн, проложена новая доро­га в Бахчисарай, вырублена в скале лестница из 84 ступе­ней, ведущая на монастырское плато, откуда открывается жи­вописная панорама Бахчисарая и окрестных гор. Однако жизнь в обители возродилась нена­долго. После Октябрьской рево­люции монастырь был закрыт, святыни конфискованы, соору­жения постепенно приходили в запустение. Уцелела лишь часть его построек. С 1993 года монастырь начал возрождаться, и в наши дни к знаменитой хрис­тианской святыне съезжаются тысячи паломников и туристов.

Чуфут-Кале

Городище Чуфут-Кале схемаГородище Чуфут-Кале находится на юго-восточной окраине Бахчи­сарая, на плато столовой горы, высота которой составляет около 500 метров над уровнем моря. С трех сторон городище окружено высокими, до 30 мет­ров, обрывами. К Чуфут-Кале ведет дорога, проходящая через ущелье Марьям-Дере. В нем рас­положены остатки средневеко­вого христианского поселения Мариамполь, а также кладбище времен Крымской войны. Здесь хоронили умерших от ран в гос­питале Успенского монастыря.

Появление крепости в этих местах ученые относят к VI ве­ку и связывают с племенем ала­нов, хотя люди здесь жили еще в эпоху неолита (7 тысяч лет назад). На вершине горы жите­ли окрестных поселений могли укрываться в случае военной опасности.

Во времена господства хазар в Крыму город находился под и хозяевами полуострова стали та­тары, Кырк-Ор поначалу был их временной столицей. Впоследс­твии главным городом Крымс­кого ханства стал Бахчисарай, а в крепости преимущественно проживали караимы — тюрки по происхождению и иудеи по вероисповеданию. В середине XVII века татары окончательно покинули Кырк-Ор, оставив его караимам. В это время здесь на­считывалось около 400 домов и до 5000 жителей. Вскоре го­род стал называться Чуфут- Кале («иудейская крепость»). Караимы прожили в нем еще более двух столетий. Последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году.

Площадь городища Чуфут- Кале — 19 гектаров. Город окру­жен остатками оборонительных стен, укрепленных башнями. Попасть в город можно было через укрепленные Южные во­рота. Наиболее известными сооружениями поселения яв­ляются хорошо сохранившиеся караимские храмы — кенасьм построенные в XIV веке; усадьба собирателя древних караимс­ких рукописей А. С. Фирковича (1786-1874); обнаруженный все­го несколько лет назад средневековый осадный колодец; а так­же массивное каменное здание, стоящее на обрыве, — мавзолей Джанике-Ханым, дочери золото-ордынского хана Тохтамыша. Это здание восьмигранной фор­мы, украшенное резными ко­лоннами, с покрытым резьбой высоким порталом, является чудесным образцом монумен­тальной архитектуры XV века. Интерес также вызывает хорошо сохранившаяся городская пла­нировка, позволяющая нам уви­деть, где проходили основные городские магистрали и где рас­полагались жилые кварталы.

К востоку от Чуфут-Кале рас­положена Иосафатова долина. Здесь находится караимское кладбище, считавшееся у жите­лей города священным местом. Теперь это место заросло гус­тым лесом. Среди деревьев вид­неются каменные надгробия с надписями на древнееврейском языке.

До Успенского монастыря и Чуфут-Кале можно доехать на бахчисарайском городском транспорте или дойти пешком по улице Исмаила Гаспринского.

Пещерный город Тепе-Кермен

В районе Чуфут-Кале, на вер­шине горы конической формы, находятся развалины пещерно­го города Тепе-Кермен. Назва­ние городища и горы, на которой оно расположено, переводит­ся как «крепость на вершине».

Тепе-Кермен уникален тем, что здесь на сравнительно неболь­шой территории (около 1 гекта­ра) расположено более двухсот пещер. Встречаются пещеры в два и три яруса.

Подняться на вершину горы можно только с северо-восточ­ной стороны, что делало гору удобной для создания укреп­ленного поселения. По одной из версий, укрепление здесь было заложено в VI веке выходцами из Византии и просуществовало до конца XIV века. Однако плот­ная городская застройка сущес­твовала на Тепе-Кермене только в ХII-ХIII веках. Самыми зна­менитыми памятниками Тепе-Кермена являются его пещер­ные церкви, в частности храм с баптистерием (крещальней).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обсуждение закрыто.

  • https://pc-service.kz/