Многовековая история города запечатлена в многочисленных феодосийских культурных и архитектурных памятниках. Прогулка по улицам города с обязательным посещением главных феодосийских музеев воссоздадут в сознании приезжего невероятную картину богатой на события истории древнего города.
Генуэзская крепость
На юго-восточной окраине Феодосии расположен так называемый старый город. Планировка этих кварталов несет на себе отпечаток Средневековья: узкие кривые улочки, старые дома, остатки древних храмов и крепостных сооружений. Именно здесь в XIV веке находилась цитадель построенной выходцами из Генуи крепости. Опасаясь набегов татар, генуэзцы обнесли торговое поселение двумя линиями обороны: внешней (в пределах которой размещался город) и внутренней — крепости (цитадели). В плане цитадель представляла собой неправильный четырехугольник крепостных стен 11-метровой высоты, увенчанных бруствером с бойницами. Длина оборонительных стен составляла 718 метров. По периметру крепости располагалось 14 башен.
У моря стена цитадели примыкала к наружной городской крепостной стене протяженностью свыше 5 километров, имевшей 26 башен. Внутри крепости находились не сохранившиеся до настоящего времени замок консула, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для оглашения консульских постановлений, казначейство, склады и магазины ценных товаров — драгоценных камней, мехов, шелков.
Крепость утратила свое значение после присоединения Крыма к России. В это время почти все стены и башни внешней линии обороны были разобраны. Полностью сохранились лишь две башни — Криско и папы Климента VI — с прилегающими стенами и воротами. Достаточно хорошо сохранились башни Доковая, ди Скаффа (Круглая), Святого Фомы на горе Митридат и Святого Константина. Последняя является своеобразным архитектурным символом Феодосии.
Башня Константина,возведенная в 1338 году и перестроенная в 1443 году, играла важную роль в системе обороны Кафы. Башня называлась также Арсенальной, так как в ней хранились запасы оружия: алебарды, шпаги, арбалеты, копья, стрелы, каменные ядра и т.д. Сооружение имеет прямоугольное основание и два яруса. Стены башни сложены из местного камня-известняка. Снаружи вверху четко видны каменные (после реставрации кирпичные) зубцы — мерлоны, над восстановлением которых в 1914 году работали лучшие итальянские мастера. Эти зубцы укрывали лучников и арбалетчиков во время защиты крепости.
Церковь Святого Иоанна Предтечи
На Карантинном холме, рядом с крепостными стенами, расположен храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен в XIV веке в традиционных формах армянской архитектуры. Здание состоит из двух частей: более древней, квадратной, которую венчает купол, и вытянутой прямоугольной, построенной позже. Интерьеры храма украшены барельефами. Сейчас это действующий православный храм, переосвященный в XIX веке в честь Иверской иконы Божьей Матери и привлекающий к себе внимание своим средневековым обликом. По преданию, в этом храме в 1472 году отслужил молебен тверской купец Афанасий Никитин, возвращаясь на родину из своего путешествия «за три моря». Неподалеку от Иверской церкви находятся другие средневековые христианские храмы — Иоанна Богослова, Григория, Стефана.
Введенская церковь, ул. Красноармейская, 11
Самым старым из известных архитектурных памятников Феодосии является церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время ее постройки датируется VII-IX веками. Рядом с храмом расположена средневековая звонница, построенная в XV веке. Здание церкви состоит из различных по времени сооружения частей. Часть здания, имеющая форму прямоугольного зала, является наиболее древней. К более позднему времени относится нижняя часть колокольни, состоящей из четырех столбов, перекрытых куполом. В результате позднейших достроек памятник приобрел вид трехнефной базилики с псевдороманским декором фасадов. В 30-е годы XX века церковь, как многие другие храмы, была закрыта, купол и колокольня снесены. Долгие годы помещение использовалось в качестве спортивного зала. Ныне это действующий православный храм.
Достаточно интересны в архитектурном плане и другие православные храмы Феодосии — церковь Святой Великомученицы Екатерины (ул. Федько 95) построенная в 1892 году в традициях русской архитектуры XVIII века; храм Всех Святых (1885 год) на городском кладбище, сочетающий в себе традиции флорентийского классицизма и славянской архитектуры; собор Казанской иконы Божьей Матери (ул. Соборная (Карла Маркса) 52), которому в 2007 году исполняется ровно сто лет. Неподалеку от Казанского собора недавно был установлен памятник апостолу Андрею Первозванному, который, по преданию, проповедовал Слово Божье на крымской земле.
Армянские храмы
В XI-XIV веках Феодосия и окрестности стали местом расселения значительной армянской диаспоры, спасавшейся от турецкого преследования. Влияние армянской культуры наложило большой отпечаток на архитектурный облик города. В прежние времена в городе на-считывалосьболее40 армянских церквей, множество фонтанов и жилых построек, возведенных в характерном для армянской архитектуры стиле. До наших дней уцелели лишь три храма, признанные памятниками архитектуры, и один фонтан.
Храм Святого Георгия Победоносца (ул. Нахимова, 32), построенный в XV веке, принадлежал армянской католической общине города. Здание храма в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Своеобразие внешнего облика храма заключается в том, что здание состоит из нескольких частей разных периодов постройки. Древняя восточная часть сложена из бута и перекрыта полукруглыми сводами на арках. Достроенные в XIX веке средняя и западная части сложены из обработанного камня. Средняя часть храма перекрыта шатровым куполом на восьмигранном барабане. В настоящее время храм закрыт и нуждается в реставрации.
Храм Святых архангелов Михаила и Гавриила (ул. Армянская 11) своим внешним обликом напоминает итальянские средневековые храмы, при этом сохраняя все характерные черты армянской архитектуры. Армяне-католики имели право строить свои церкви в генуэзской части Кафы, поэтому архитектура сооружения близка к архитектуре аналогичных церквей Италии. Здание выстроено из бутового и тесаного камня, покрытого штукатуркой. На северо-западном углу сооружения установлена шестигранная звонница из камня, украшенная резьбой. Внутри церкви едва заметны остатки росписи. В бо-х годах прошлого века храм был отреставрирован.
Недалеко от церкви Михаила и Гавриила располагается еще один памятник армянской архитектуры — церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) (ул. Армянская 1).
Постройка храма датируется 1363 годом, однако существуют предположения, что он мог быть построен на два столетия раньше. Архитектура памятника сохраняет традиции средневековых армянских церквей. Прямоугольное в плане здание с алтарным выступом и полукруглым сводом перекрыто двускатной черепичной крышей. Стены сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. В восточной части здания находится алтарь, в котором имеется купель, украшенная каменной резьбой. Здание имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу, построенную в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Ее стены покрыты причудливым орнаментом.
Украшением церкви Святого Сергия являются вделанные в стены каменные плиты — хачкары (в переводе с армянского «крест-камень») с изображением крестов и с надписями на армянском языке. Они устанавливались по случаю строительства деревни или моста, в честь победы над врагом, для увековечивания имен павших воинов или погибших на чужбине. Хачкары часто служили своеобразными памятниками, устанавливавшимися в изножье могильных плит.
В 1888 году храм был перестроен после пожара. Средства на его восстановление выделил художник И. К. Айвазовский (1817-1900), жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Феодосией. Для живописца, родившегося в армянской семье, этот храм был родным: здесь его крестили, здесь он венчался со своей первой женой Ю. Я. Грефе, здесь же его отпевали. Согласно завещанию Айвазовского, он был похоронен в ограде этого храма. Рядом с церковью сохранилось установленное в 1903 году на могиле художника мраморное надгробие. На нем выбита надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
После революции 1917 года храм долгое время пустовал, затем служил хранилищем лапидарной коллекции (собрание надгробных плит) Феодосийского краеведческого музея. В 1965-1970 годах в церкви были проведены ремонтно-реставрационные работы.
Мечеть Муфти-Джами, ул. Ленина, 6
Мечеть Муфти-Джами была построена в 1623-1637 годах в традициях османской архитектуры. Это самое старое в Восточному Крыму мусульманское культовое сооружение.
Основание мечети, сложенной из бута и кирпича, имеет квадратную форму. Алтарь традиционно для исламских храмов ориентирован на юг — в сторону Мекки. В стенах храма проделано два ряда окон. Сверху пространство храма перекрыто сферическим куполом на невысоком 12-гранном барабане.
Храм имеет три входа: главный (северный), западный и восточный. Через дверь в западной стене можно подняться на внутренний балкон, идущий вдоль северной стены, или на высокий 8-гранный минарет, сложенный из тесаного известняка и увенчанный металлическими шарами и полумесяцем. Резной обходной балкон минарета — шерфе — опирается на чугунные узорные колонны. Внутри храма сохранились фрагменты росписи.
После присоединения Крыма к Российской империи в 8о-х годах XVIII века здание мечети было передано католической общине Феодосии. В ней находился армянский католический храм Успения.
В 1975 году в ходе реставрационных работ мечети вернули первоначальный облик. В начале 90-х годов XX века здание вернули мусульманской общине, а с 1998 года в нем проводятся регулярные богослужения.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: