Достопримечательности Евпатории

Театральная площадь

Главной площадью Евпатории является Театральная площадь. Имя ей дал расположенный на ней театр имени А. С. Пушки­на. Здание театра, построен­ное в 1908-1910 годах в стиле модерн, является памятником архитектуры. Трехъярусный зрительный зал вмещает более 8оо человек. На сцене театра выступали талантливейшие ар­тисты: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгений Вахтангов и другие.

На Театральной площади так­же расположены памятники герою Великой Отечественной войны генерал-майору авиации Н. А. Токареву и городскому го­лове С. Э. Дувану, много сделав­шему для развития и благоуст­ройства Евпатории.

Евпаторийский краеведчес­кий музей, ул. Дувановская, 11/2, тел. +7 (36569) 31280, 44465

Об истории и современной жизни города рассказывает эк­спозиция городского краевед­ческого музея. Он располагает­ся построенном в 1912 году. Перво­начально это была дача купца Ю. М. Гелеловича, которую пос­ле установления в Крыму совет­ской власти национализировали и передали для нужд учрежден­ного в 1921 году Музея старины. Коллекция музея состояла из произведений искусства, ста­ринных книг, ковров, керамики, монет. Во время Великой Отечес­твенной войны экспозиции был нанесен значительный ущерб, но уже в 1944 году началось вос­становление музея. В это же вре­мя музей стал краеведческим. Он включал в себя три отдела: природы, дореволюционного прошлого и истории советско­го общества. В 1968 году музею были переданы здания караимс­ких кенас — памятника архитек­туры XVIII века.

Сегодня в фондах краевед­ческого музея содержится око­ло 8о тысяч единиц хранения. Ежегодно музей посещают до 70 тысяч человек. Выставки музея повествуют о 2500-лет­ней истории древнего города, рассказывают о его географи­ческих и природных особен­ностях. Предваряет знакомство с основными коллекциями му­зея расположенная перед вхо­дом в музей выставка каменных скульптур III тысячелетия до н. э. — XIII века н. э., изготовленных народами Северо-Западного Крыма.

Особую ценность представ­ляют археологические находки, рассказывающие о быте, торго­вых связях и культуре жителей Керкинитиды. К их числу от­носятся монеты, чернолаковая посуда, античная керамика, статуэтки, женские украшения. Уникальны экспонаты этногра­фического отдела, небезынте­ресна экспозиция, посвященная событиям Крымской кампании 1853-1856 годов. Перед входом в музей установлены два ста­ринных артиллерийских ору­дия — редкие образцы ранних нарезных систем 2-й половины XIX века, которые состояли на вооружении вплоть до Пер­вой мировой войны. Большой раздел экспозиции посвящен развитию здравниц, замеча­тельным врачам и медсестрам, создававшим славу курорта. Об участии евпаторийцев в двух мировых войнах, об октябрь­ских событиях 1917 года рассказывают документы, фото­графии, награды, личные вещи участников событий тех лет.

В специальном помещении находится диорама «Высадка Евпаторийского десанта 5 янва­ря 1942 года». Автором полотна является заслуженный художник России В. Б. Таутиев. До­полняют экспозицию фотогра­фии, личные вещи, документы  участников десанта.

Мечеть Джума-Джами, ул. Революции, 36, тел. +7 (978) 049-34-63

К архитектурным достопри­мечательностям Евпатории от­носятся культовые сооружения различных конфессий. В них запечатлена многонациональ­ная история города. Главной архитектурной достопримеча­тельностью Евпатории являет­ся мечеть Джума-Джами («пят­ничная мечеть»), настоящее чудо мусульманской архитекту­ры. Она строилась с 1552 по 1564 год, во время правления хана Девлет-Гирея. Соборная мечеть Гёзлёва была одной из главных мечетей Крымского ханства. Ее автором с большой долей уве­ренности можно считать гения османской архитектуры Хаджи Синана, который за свою жизнь построил свыше 300 зданий. При мечети располагалось мусульманское духовное учи­лище — медресе, занимавшее старое приземистое и длинное здание. В ограде мечети сохра­нилось несколько захоронений с мраморными надгробиями. Здесь покоятся высшие офи­церы османской армии времен Крымской кампании.

Джума-Джами — это до­вольно крупное сооружение с двенадцатью куполами. Цен­тральный купол имеет диаметр 11 метров, он покоится на невы­соком граненом барабане, про­резанном небольшими оконны­ми проемами. Вокруг главного купола располагается три мень­ших по размеру. У западной и восточной стен распола­гаются два стройных, почти тридцатиметровых, минарета с характерными балкончика­ми — шурфе. Нынешние мина­реты, тщательно воссозданные по имеющимся историческим материалам, гораздо моложе ме­чети: первоначальные пришли в ветхость, один из них обру­шился, а другой разобрали. Вдоль северного фасада мече­ти устроена перекрытая пятью куполами галерея. Мраморные колонны этой галереи намного древнее самого здания. По од­ной из версий, они взяты из од­ной из местных построек ранневизантийского времени. По другой — они были привезены в Гёзлёв из Стамбула. Под цен­тральной аркой располагается главный вход, по сторонам от резной дубовой двери находят­ся две симметричные ниши — михрабы.

Элементы интерьера здания соразмерны и пропорциональ­ны: стройные подкупольные колонны; величественный свод над нишей главного михраба, указующего правоверным на­правление на Мекку — священ­ный город мусульман; изыскан­ная резьба по белому известняку и мрамору. Винтовая лестница ведет на галерею и хоры, где во время богослужения пребывали женщины.

В советское время мечеть пустовала, а ныне она вновь передана мусульманской общине и является действующим культовым учреждением. При ее посещении следует снимать обувь и оставлять ее снаружи. В мечеть запрещено входить в шортах и коротких юбках. Кроме того, женщинам находиться в мечети с непокрытой головой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обсуждение закрыто.

  • https://pc-service.kz