Автомобильная трасса Симферополь — Алушта проходит через Ангарский перевал (Ангар-Богаз). Этот перевал, высота которого 752 метра над уровнем моря, является седловиной между двумя горными массивами Главной гряды — Чатыр-Дагом и Димерджи. Свое имя перевал получил от названия небольшой речки Ангара — одного из притоков Салгира.
Дорога, соединяющая прибрежные поселения с материковой частью полуострова, проходила через перевал еще в глубокой древности. сначала это была узкая вьючная тропа, непригодная для проезда колесного транспорта. Первую почтовую дорогу через Ангар-Богаз проложили в 1824-1826 годах русские саперы. В память об окончании строительства трассы немного восточнее современного шоссе был установлен 12-метровый обелиск. В 1935 году дорогу расширили вдвое. В ходе ремонтных работ пришлось переместить несколько миллионов кубометров грунта, установить подпорные стенки, построить мосты, срезать около 300 крутых поворотов. 7 ноября 1959 года по горной трассе прошел первый троллейбус. Сейчас троллейбусы перевозят из Симферополя на Южный берег и обратно до 5 миллионов пассажиров в год.
Ангарский перевал — один из основных центров зимнего отдыха в Крыму. Снежный покров в этих местах стабильно держится в течение двух-трех месяцев. В районе перевала оборудованы трассы разного уровня сложности для лыж, саней и снегокатов. Работают два бугельных подъемника. Перепад высот между их станциями — 450 метров. Для начинающих открыта горнолыжная школа. Организован прокат лыж, саней и другого снаряжения. Работает туристический приют «Ангарский перевал». От Ангарского перевала начинается множество горных пешеходных маршрутов. Отсюда уходят дороги к самым высоким точкам Чатыр-Дага — Ангар-Бурун и Эклизи-Бурун, к массиву Демерджи, к Долгоруковской яйле.
Южнее Ангарского перевала, рядом с трассой, расположен Кутузовский фонтан. По преданию, именно на этом месте при сражении с турками в 1774 году был тяжело ранен в голову командующий батальоном 29-летний подполковник М. И. Кутузов. Благодаря искусству военного хирурга, Кутузов остался жив, но лишился глаза и всю жизнь вынужден был носить черную повязку, которая закрывала шрам. Место у горного ручья, где гренадеры промывали рану своему командиру, еще в 1824 году было отмечено памятным знаком. Нынешний вид фонтан приобрел в 1956 году (скульптор Л. Смерчинский, архитектор А. Бабицкий).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: