Начало смотрите здесь>>>
Между Главной и Внутренней грядой Крымских гор, на высоких плато образных скалах, расположено несколько древних городищ. Их отличают природная неприступность и множество искусственных пещер, вырубленных в толще скал. Эти пещеры жители городов использовали для жилья, укрытия и хозяйственных нужд.
Наземные постройки древних поселений практически не сохранились, поэтому городища условно окрестили «пещерными городами». Помимо пещерных городов и крепостей, о которых речь пойдет ниже, в Крыму существуют такие средневековые поселения, как Сюйреньская крепость, Чилтер, Шулдан, Бакла, Кыз-Кермен и другие.
Свято-Успенский мужской монастырь, тел. +7 (978) 113-09-77
Считается, что монастырь, расположенный на окраине Бахчисарая, был основан в IX веке, в эпоху иконоборчества в Византии, выходцами из этой страны. Однако на основании археологических находок некоторые ученые делают вывод, что Успенский и многие другие православные монастыри Крыма были основаны позже — в ХII-ХIII веках.
Возникновение монастыря связывают с распространенным церковным преданием. Согласно ему, в нише на одной из скал этой местности люди обрели чудотворную икону. Ее несколько раз пытались перенести на другое место, но всякий раз она неизменно оказывалась в нише на скале. Тогда было решено построить здесь храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь. Так как первый раз явление иконы произошло в праздник Успения Божьей Матери (28 августа), то монастырь назвали Успенским.
В XV—XVII веках Успенский монастырь стал главным центром христианства в Крыму. Здесь была устроена резиденция митрополита, были налажены связи с Москвой, к которой монастырь неоднократно обращался за помощью. С уважением к обители относилось и местное мусульманское население. В это время в монастыре действовал один пещерный храм Успения Богородицы. Имелся ряд наземных построек.
После переселения жителей окрестных сел в российское Приазовье в 1778 году и возведения в 1789 году в Бахчисарае Никольского собора обитель опустела, а пещерный храм был превращен в кладбищенскую часовню. Только в 1850-х годах в обители вновь появились монахи. Во времена Крымской войны в монастыре располагался госпиталь, а в конце века на территории монастыря построили четыре новых храма. Для приема посетителей выстроили два двухэтажных дома. На территории монастыря были сооружены фонтан и бассейн, проложена новая дорога в Бахчисарай, вырублена в скале лестница из 84 ступеней, ведущая на монастырское плато, откуда открывается живописная панорама Бахчисарая и окрестных гор. Однако жизнь в обители возродилась ненадолго. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, святыни конфискованы, сооружения постепенно приходили в запустение. Уцелела лишь часть его построек. С 1993 года монастырь начал возрождаться, и в наши дни к знаменитой христианской святыне съезжаются тысячи паломников и туристов.
Чуфут-Кале
Городище Чуфут-Кале находится на юго-восточной окраине Бахчисарая, на плато столовой горы, высота которой составляет около 500 метров над уровнем моря. С трех сторон городище окружено высокими, до 30 метров, обрывами. К Чуфут-Кале ведет дорога, проходящая через ущелье Марьям-Дере. В нем расположены остатки средневекового христианского поселения Мариамполь, а также кладбище времен Крымской войны. Здесь хоронили умерших от ран в госпитале Успенского монастыря.
Появление крепости в этих местах ученые относят к VI веку и связывают с племенем аланов, хотя люди здесь жили еще в эпоху неолита (7 тысяч лет назад). На вершине горы жители окрестных поселений могли укрываться в случае военной опасности.
Во времена господства хазар в Крыму город находился под и хозяевами полуострова стали татары, Кырк-Ор поначалу был их временной столицей. Впоследствии главным городом Крымского ханства стал Бахчисарай, а в крепости преимущественно проживали караимы — тюрки по происхождению и иудеи по вероисповеданию. В середине XVII века татары окончательно покинули Кырк-Ор, оставив его караимам. В это время здесь насчитывалось около 400 домов и до 5000 жителей. Вскоре город стал называться Чуфут- Кале («иудейская крепость»). Караимы прожили в нем еще более двух столетий. Последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году.
Площадь городища Чуфут- Кале — 19 гектаров. Город окружен остатками оборонительных стен, укрепленных башнями. Попасть в город можно было через укрепленные Южные ворота. Наиболее известными сооружениями поселения являются хорошо сохранившиеся караимские храмы — кенасьм построенные в XIV веке; усадьба собирателя древних караимских рукописей А. С. Фирковича (1786-1874); обнаруженный всего несколько лет назад средневековый осадный колодец; а также массивное каменное здание, стоящее на обрыве, — мавзолей Джанике-Ханым, дочери золото-ордынского хана Тохтамыша. Это здание восьмигранной формы, украшенное резными колоннами, с покрытым резьбой высоким порталом, является чудесным образцом монументальной архитектуры XV века. Интерес также вызывает хорошо сохранившаяся городская планировка, позволяющая нам увидеть, где проходили основные городские магистрали и где располагались жилые кварталы.
К востоку от Чуфут-Кале расположена Иосафатова долина. Здесь находится караимское кладбище, считавшееся у жителей города священным местом. Теперь это место заросло густым лесом. Среди деревьев виднеются каменные надгробия с надписями на древнееврейском языке.
До Успенского монастыря и Чуфут-Кале можно доехать на бахчисарайском городском транспорте или дойти пешком по улице Исмаила Гаспринского.
Пещерный город Тепе-Кермен
В районе Чуфут-Кале, на вершине горы конической формы, находятся развалины пещерного города Тепе-Кермен. Название городища и горы, на которой оно расположено, переводится как «крепость на вершине».
Тепе-Кермен уникален тем, что здесь на сравнительно небольшой территории (около 1 гектара) расположено более двухсот пещер. Встречаются пещеры в два и три яруса.
Подняться на вершину горы можно только с северо-восточной стороны, что делало гору удобной для создания укрепленного поселения. По одной из версий, укрепление здесь было заложено в VI веке выходцами из Византии и просуществовало до конца XIV века. Однако плотная городская застройка существовала на Тепе-Кермене только в ХII-ХIII веках. Самыми знаменитыми памятниками Тепе-Кермена являются его пещерные церкви, в частности храм с баптистерием (крещальней).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: